Житель Нязепетровска подполковник запаса Сергей Александрович Захаров благодарен армии и годам службы. Он с детства мечтал стать военным и ни разу не пожалел о своем выборе. О себе и об армии — его сегодняшний рассказ.
Без маминых пирожков
— Сергей Александрович, как вы приняли решение стать офицером Советской армии?
— С детства мечтал. Мой отец проходил срочную службу в авиации, время было послевоенное, и служили срочники по пять лет. Рассказывал он много, интересно, и для меня военный был идеалом физической подготовки, мудрости, стойкости. К тому же из рассказов отца следовало, что военные много ездят по стране. Все это меня притягивало, и после школы я поступил в Челябинское танковое училище.
— Вы, конечно, были готовы к трудностям, но как с ними справлялись другие?
— Да и мне было первое время непросто. Да, я был одним из первых перворазрядников по лыжным гонкам в Нязепетровске , спасибо моему учителю В. А. Борисову. Но признаюсь, даже этой подготовки оказалось недостаточно. Не стали для меня проблемой бытовые моменты. Нас было четверо братьев у родителей, так что работу, которую на гражданке считают женской, нам приходилось делать самим. Я умел стирать, гладить, ремонтировать одежду, ухаживать за обувью. А вот тем, кто до училища был окружен мамиными заботами, пришлось несладко.
Но мне было тяжело привыкнуть, что в армии весь день регламентирован, свободного времени почти нет. Наконец, нас кормили за государственный счет, но это не мамины пироги и котлеты, есть приходилось то, что дают и когда дают! А не так, что идешь мимо кухни — хвать пирожок!
Это армия! У сержантов и офицеров коронная фраза была: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». И на самом деле, постепенно все втянулись, привыкли, научились.
Учить всему, что сам умею
— Как же Вы попали из танковых войск в ВДВ?
— Окончил я училище в 1976 году с дипломом с отличием. И незадолго до выпуска пришла разнарядка отобрать 6 человек для службы в ВДВ. Желающих было много, я тоже подал рапорт и попал в шестерку. Служить меня отправили в Узбекистан, переподготовка проходила в действующих частях. Сначала пять раз прыгали с парашютной вышки, отрабатывали отделение от самолета и приземление. А потом — настоящий прыжок. Он запоминается приближением к земле. В эти секунды вспоминаешь все, чему тебя учили, мобилизуешься, группируешься, чтобы не получить травму. Все обошлось хорошо.
— Чем запомнилась служба в Узбекистане?
— Жарой. Это было настоящее пекло. И недостатком питьевой воды. Наша дивизия была самой южной, задача — прикрытие границ с Китаем, Афганистаном, Ираном. На полевом выходе мы могли брать с собой только одну литровую флягу, этого должно было хватить на день. Сначала многие пытаются раздобыть воду, напиться побольше, но это ошибка: потом еще больше хочется пить. И понимаешь, что литра как раз достаточно.
Моя непосредственная задача — подготовка бойцов-десантников. Большая часть из них уже приходила из учебных частей, с ними проще. Но были и ребята сразу с гражданки, и хотя в те годы в школах преподавалась начальная военная подготовка, с ними приходилось повозиться. Собственно, они проходили через все то, что и я прошел, когда поступил в училище: мамы-папы нет, ешь, что дают, делай, что скажут. Но через полгода-год все были на одном уровне. Три года я там отслужил.
— Куда Вас направили потом?
— Потом была служба в Литве, в учебной дивизии. Был командиром взвода, роты. Занимался подготовкой специалистов для боевых частей. И здесь уже все мои бойцы были — вчерашние школьники, только-только из дома. И не все ребята справлялись, хотя в ВДВ они шли по своему желанию. Кому-то мы предлагали перевестись в другие войска, кто-то сам просил перевести. Мы обычно шли навстречу. Понимаете, десантников учат действовать в тылу врага, и рассчитывать они могут только на самих себя и на своих товарищей. А как полагаться на человека, если он еще раньше проявил слабость?
Все было не зря
— Наверное, многим из тех, кого Вы обучили военному делу, довелось служить в горячих точках — в Афганистане, Чечне?
— Да, многим. И до сих пор некоторые из них пишут, звонят, поздравляют с днем ВДВ и благодарят. Да, в учебке было сложно, но навыки, которые они там получили, помогли выжить в экстремальных ситуациях и выполнить боевую задачу. Недавно ездил в Рязань на встречу с коллегами-сослуживцами, с теми, кто проходил у меня срочную, тоже об этом говорили. Такое общение позволяет чувствовать, что не зря служил, мотивирует держать себя в форме, заниматься молодежью.
— Как Вы реализуете эти задачи?
— Что касается физической формы, то зарядку никто не отменял, плюс я не забросил лыжи, коньки. Участвую и в общественной жизни: в районном совете ветеранов возглавляю комиссию по работе с офицерами запаса, участниками боевых действий и ветеранами войны. Конечно, мы 23 февраля проводим в школах Нязепетровского района классные часы, участвуем в организации и проведении конкурса «А ну-ка, парни!», в этом году буду главным судьей.
— Как Вы оцениваете подготовку школьников к защите Отечества?
— К сожалению, по сравнению с советским временем она изменилась к худшему: отмена НВП сыграла свою роль. Ребята не могут элементарного: правильно ходить в строю, выполнять повороты хотя бы на месте, тем более — повороты в движении. Я не говорю уже о том, что они не умеют пользоваться противогазом, выполнять неполную сборку и разборку оружия.
— Противогаз, оружие — это понятно. Но какая польза от шагистики?
— Рассуждение штатского человека! Это не прихоть командиров, не подавление личности и единообразие — это не самоцель. Со строя начинается армия, именно строй дает чувство локтя, в нем закладывается основа взаимодействия, вырабатывается умение слушать и слышать командира. В конце концов, есть вещи, выполнение которых должно доводиться до автоматизма, только тогда можно быть уверенным, что бойцы смогут быстро, четко и слаженно выполнять команды в боевой обстановке.
Некоторые говорят еще, мол, придут в армию — научатся. Но вы посмотрите телерепортажи из Сирии: там дети лет с четырех растут с оружием в руках, и когда дело дойдет до схватки лицом к лицу, трудно им что-то противопоставить. Поэтому и наши парни, покидая школу, уже должны что-то уметь.
— Как Вы оцениваете нынешнее состояние Вооруженных сил России?
— Ситуация на внешнеполитической арене вовремя заставила руководство страны осознать старую истину, что, если не кормить свою армию, придется кормить чужую. И сегодня отечественная наука вновь направила усилия на разработку передовых технологий, которые внедряются в оборонной промышленности, мы снова можем гордиться российской военной техникой. Большое внимание уделяется и росту кадрового потенциала, отбору и подготовке рядовых бойцов, офицеров.
Я считаю, что сегодняшним старшеклассникам Нязепетровского района есть смысл всерьез задуматься о поступлении в военные училища. На самом деле, почему кто-то, а не вы должны защищать Родину, город, свою семью? Военная профессия дает множество преимуществ: это и учеба полностью за счет государства с получением гражданской специальности, и приличное денежное содержание, и обеспечение жильем.
Мои дети получили мирные профессии, нужные людям: сын — врач, дочь — инженер. Но я был бы горд, если бы они предпочли им стезю военного. Лично я доволен своим жизненным выбором. И я благодарен армии и годам службы за то, что живу достойной жизнью, что смог воспитать своих детей порядочными людьми.
В заключение от всей души поздравляю всех защитников Отечества с праздником, желаю успехов в службе, семейного благополучия, здоровья и достижения всех намеченных целей.
Алена ПАНКРАТОВА